оператор связи

02.10.2018

Про «ПроМед»

author-avatar

Автор:

нач.отдела программных разработок

Традиционная статья в блоге в формате беседы с куратором направления от ГК «Март» Владимира Смородина об использовании РИАМС в медицинских организациях Псковской области.

ПроМед

Как вам уже  известно, Март — не только интернет! Март — это разноплановые ИТ проекты, охватывающие различные сферы жизни, как коммерческой, так и не очень. В этой статье от первого лица Владимир Смородин, куратор направления, расскажет о непростом проекте “ПроМед”, с которым каждый из вас сталкивался при обычном визите в любую государственную поликлинику. Сталкивался и даже не знал, что Март и тут “наследил”. Однако, разговор предстоит серьезный, как и сам проект.

— Владимир Анатольевич, расскажите, пожалуйста, что такое “ПроМед?”  и почему Март занимается этим?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в 2012 год, когда Администрация Псковской области заключила контракт на внедрение Региональной информационно-аналитической медицинской системы Псковской области, сокращенно — РИАМС ПО, на основе программного обеспечения, носящего название «ПроМед», с разработчиком этой программы — пермской компанией СВАН. Внедрение такой системы на территории целого региона, дело, очень непростое, включающее, как технические вопросы организации серверного парка, рабочих мест в медицинских организациях,  практически у каждого сотрудника и их коммуникацию, так и массу организационных мероприятий, таких, как обучение всего медицинского персонала работе с системой, создание справочно-консультационной службы и службы поддержки эксплуатации РИАМС. Нам это было хорошо известно, так как мы сами разрабатывали программные продукты для автоматизации различных отраслей, в том числе медицины и имеем достаточно большой опыт внедрения своих собственных программных продуктов в более чем сотне медицинских организаций.

Когда в ноябре 2017 года Комитет по здравоохранению и фармации Администрации Псковской области предложил нам заняться организацией внедрения РИАМС, мы согласились не сразу. Сомневались, возможно ли? Ведь с 2012 года это не удалось сделать никому. Мы ездили по больницам и поликлиникам области, знакомились с главврачами, разговаривали с сотрудниками и проясняли для себя картину по проблемам, связанным с внедрением. Проанализировав собранную информацию, мы все-таки решились и с декабря взялись за реализацию проекта в статусе партнера компании-разработчика на территории Псковской области.

— Каковы масштабы проекта? 

— На территории 24 районов области  — это 28 головных медицинских организаций (МО),  порядка 45 стационаров, поликлиник, диспансеров. Всего, около 1900 автоматизированных рабочих мест.

— С чего началась работа над проектом?

— Первым делом мы создали Интернет-ресурс по управлению проектом. К нему имеют доступ все МО — участники проекта. На этой информационной площадке собрано многое: проблемы по эксплуатации системы, поиск их решения, консультации пользователей. Медработники ругаются по поводу сбоев в работе системы и на основе этой информации принимаются меры, чтобы подобные сбои не повторялись, обсуждаются вопросы по улучшению программы. На ресурсе создан общедоступный обучающий раздел в виде записанных видеоуроков (по всем направлениям использования системы). Для оперативного обращения пользователей и решения вопросов действует многоканальная телефонная «горячая линия» и чат в “Телеграм”.

— Расскажите о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в этом проекте?

— У проекта есть свои проблемы. Например, технические. Изначально, в качестве рабочих мест были выбраны, так называемые, тонкие клиенты, в качестве которых используются неттопы, т.е. «неполноценные» недорогие компьютеры без жесткого диска. В них, вместо жесткого диска, работают обычные флешки, на которых установлена операционная система и выполняется чтение/запись всей информации. Однако, поскольку такие носители не предназначены для использования в режиме жесткого диска, на практике они довольно часто выходят из строя. А что такое остановка рабочего места, например, в регистратуре, когда у регистратора за окошком очередь из раздраженных пациентов? Отсюда вырастает проблема недовольства персонала системой в целом, которую тоже приходится решать. Несмотря на то, что наша роль в проекте ограничена обучением персонала, мы, имея ресурсы и опыт, решаем и эти вопросы. Были подобраны, протестировали и предложены медицинским организациям SSD-диски, взамен используемых носителей, что должно решить проблему с надежностью и, где-то даже со скоростью работы. И это не единственная проблема из тех, что накопились с 2012 года. Так что во время обучения и внедрения приходится преодолевать негативное отношение некоторой части сотрудников МО к программе.

— Что вы предпринимаете, чтобы ускорить переход к «ПроМед»?

— Это можно назвать переходом только для части медицинских организаций. Только для тех, кто уже пользовался чем-то другим, для большинства же это новое внедрение. Важно отметить, что сегодня внедрение программы тормозит небольшое число врачей, которые полноценно работают в программе. Присмотревшись к ситуации, мы поняли, что основная причина этому — отсутствие шаблонов для заполнения электронной медицинской карты (ЭМК). Как работает врач?

Основная и главная его обязанность — лечить. Но в его обязанности входит и описание жалоб, диагноза, анамнеза и т.д., то есть заполнение медицинской карты. И если раньше это выполнялось от руки, на бумаге, как вы сами видели, то теперь с применением компьютера это требуется делать с клавиатуры. Но не все в совершенстве владеют клавиатурой, поэтому возникает проблема с работой врача в программе. Для этой цели в интерфейсе заполнения электронной медкарты существует механизм использования шаблонов. Шаблон — это набор слов, словосочетаний и фраз, из которых, как из кубиков, можно создать описание жалоб, диагноза, заполнить другие обязательные разделы ЭМК. Но, чтобы эти шаблоны появились, врачу требуется время, на их создание. А его нет. Поэтому мы взяли на себя эту работу и, в настоящее время, с помощью профильных медицинских специалистов создаем базу шаблонов. Уверены, что это поможет решить вопрос с началом массовой работы врачей в программе.

— Действительно, шаблоны обязаны ускорить заполнение карт, но как организовано обучение и где оно проводится?

— Впервые мы провели курс обучения в декабре 2017 года. К нам приехали специалисты разработчика из Перми, которые квалифицированно прочитали курс по всем направлениям использования программы. Курс читался не один день. Во время чтения курса была организована online-видео и аудио связь с медицинскими организациями, потому что далеко не все смогли приехать. Кто-то должен был продолжать ежедневную работу. Поэтому врачам был предоставлен авторизованный доступ к материалам курса с демонстрацией рабочего стола, т.е. интерфейса программы. Аудиосвязь была двусторонней и медицинские организации имели возможность задавать вопросы по ходу занятий. Вопросы задавались и письменно — в чате. Некоторые медицинские специалисты из Великих Лук и юга Псковской области приняли участие в обучении очно. Всего в этом мероприятии участвовала 21 медицинская организация Псковской области. Обучение включало и практическую часть, которая проводилась непосредственно на рабочих местах медиков, в стационарах и поликлиниках, в том числе и детских, Великих Лук и Куньи. В дальнейшем, подобные курсы читались очно уже специалистами нашей фирмы — в январе во Пскове, на базе Псковской областной клинической больницы,  в феврале — на базе Псковского перинатального центра. Затем курсы обучения проводились в Псковской областной стоматологической поликлинике.

— Вижу, что усилия приложены значительные, и каковы же результаты проведенных обучений?

— Эффективность обучения подтверждается использованием программы сотрудниками медучреждений, а система располагает такими инструментами для формирования данных об интенсивности использования программы. Многие организации начали работать в системе, особенно после проведенных занятий, но были и проблемные. Этим МО уделялось и уделяется особое внимание. Наши специалисты выезжали на место, разбирались в причинах и проводили персональное обучение с акцентом на слабые места. Так, в марте-апреле были проведены занятия с сотрудниками Усвятской районной больницы и Бежаницкой межрайонной больницы.  Затем, в августе, было проведено целевое обучение Псковских поликлиник и стационаров, в частности, Псковской областной клинической больницы, где особое внимание было уделено персональному обучению специалистов и практическим занятиям. Планируем ещё один раунд обучения во Пскове в ближайшее время.

— Какова финальная цель участия Марта в проекте?

— Наша главная цель — запуск полного функционала системы в рамках всего региона. Но эта цель основная для всех участников, поскольку одна из важнейших функций системы — автоматизированное формирование реестров для Территориального Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), на основе которого производится оплата услуг медицинским организациям, т.е. их финансирование. Формирование реестров должно производиться в строго определенном формате с соблюдением очень непростого регламента, для того, чтобы программное обеспечение ТФОМС’а смогло его корректно принять. Отладка формирования реестров осложняется тем, что федеральный и территориальный Фонды довольно часто меняют правила формирования. Поэтому, приходится вносить изменения в программу, а затем ее тестировать и отлаживать, буквально на ходу.

— И в заключение резюмируйте, пожалуйста, Ваше собственное мнение и прогноз по внедрению.

— Как видно, проект многогранный и сложный, но тем интересней в нем работать и мы уверены, что в конечном итоге все медицинские организации будут в полной мере использовать систему. А следом, планируется дальнейшее развитие информатизации медицины региона — создание “Региональной информационной шины”, которая позволит объединить все информационные медицинские ресурсы Псковской области и интегрировать их с федеральными медицинскими ресурсами.

Беседовала Ольга Клеменкова.