оператор связи

Экономика провайдера

author-avatar

Автор:

Должность: Шеф

28.09.2017

Генеральный директор ГК «Март» о том, что такое АРПУ, экстенсивный рост, о закулисье услуги «интернет» и о многом другом.

Ну вот! Свершилось! 19 июля (вот здесь я обещал Дмитрию Павлову, что попытаюсь описать экономику оператора связи, что будет это длинно и нудно, что мало кто долетит до середины Днепра  дочитает до половины. Но раз обещал, надо выполнять. Да, попрошу сразу не начинать бросать в меня камни, всё что я напишу ниже, сильно упрощённый взгляд.

Итак, для начала, немного (?) общих слов, чтобы договориться о понятиях. В любом бизнесе, естественно, думают о двух вещах, о прибылях и затратах.

А из чего складывается прибыль? Здесь всё просто, выручка минус затраты? В общем-то да, но прибыль бывает валовая и чистая. Вот валовая прибыль это не то что получит компания в сухом остатке на счетах. А для её расчёта, необходимо из выручки вычесть не только себестоимость, в нашем случае себестоимость услуги, но и стоимость амортизации оборудования. Мы ведь оказываем услугу долго, поэтому стоимость оборудования принято учитывать не сразу, в момент покупки, а постепенно в ходе жизненного цикла. Предполагается, что срок жизни наших железяк составляет пять лет, вот мы и и делим их стоимость на 60 (5 лет по 12 месяцев в каждом) и учитываем в расчёте валовой прибыли полученную цифру амортизации каждый месяц. Подытожим: Валовая прибыль = Выручка − Себестоимость услуги с учётом амортизации оборудования”.

Теперь перейдём к чистой прибыли, т.е. к тому что на самом деле останется в нашем распоряжении, за счет чего я бы смог купить домик на Канарах инвестировать в развитие. Чистую прибыль тоже вроде бы определить просто “Чистая прибыль = Валовая прибыль − Сумма налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам”.  Как-то так. Правда просто? В общем да. Но не будем спешить, надо же подставить в расчёт Валовой прибыли загадочную Себестоимость. Прежде чем подставить в формулу, её нужно посчитать.

Ну а “Себестоимость = “Затраты на основную деятельность+ Затраты на оплату труда + Отчисления на социальные нужды + Прочие затраты”. Итак, одной из составляющих Себестоимости являются Затраты на основную деятельность регулярные и не очень. Что это такое? Нам же нужно оплачивать расходные материалы, которые мы используем при обслуживании линий и узлов связи. Также периодически мы нанимаем сторонние организации для выполнения каких-то работ, например, автовышки.  Нам, конечно же, приходится обслуживать и ремонтировать оборудование, его много и, соответственно, получается немалая сумма необходимая на запчасти и работы. Сюда же входят транспортные расходы связанные с доставкой к нам материалов и оборудования, а также с перевозкой наших сотрудников к местам боёв работ. Но это всё (может быть и, даже наверняка, что-то упустил) — HEрегулярные затраты. Они у нас имеются, но каждый раз разные. Вот вдруг повезло, не было гроз, аварий в электросетях, грузовик в столб не въехал. Счастье! А бывает наоборот, как прошлой зимой в морозы или прошлым летом во время ветров и гроз… Но наше всё это регулярные затраты! Мы из месяца в месяц платим за электроэнергию, за отопление, за магистральные каналы связи, за использование кабельной канализации, телевизионным вещателям за право транслировать 120+ каналов, агентам принимающим ваши платежи. Эти суммы, в большинстве своём, стабильны и одинаковы из месяца в месяц (если не считать регулярного повышения тарифов энергетиками и ещё там одним Мегателекомом за канализацию, типа, “естественными монополиями”, #крестананихнет). Да, есть ещё небольшая часть зависящая от объёмов, но это прогнозируемо.Ну что ж с затратами на основную деятельность разобрались.

Перейдем к интересному, к затратам на оплату труда. Всё, что мы выплачиваем нашим сотрудникам в виде зарплат и премий, и даже выдаваемая им спецодежда попадают сюда. Кстати, если вы плохо оцените работу монтажников, техподдержки или компании в целом, это скажется на премии сотрудников через KPI. Тем самым вы поддержите нас в трудную минуту поможете нам с улучшением качества нашей работы. Важно чтобы вы объясняли почему именно так оценили нашу работу. Это обратная связь, которая помогает нам становиться лучше. Но отклонился от линии, возвращаюсь. Сюда же войдёт и оплата  компенсаций женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, а рожают наши сотрудницы много и охотно 🙂 А так же оплата обучения сотрудников.

Думаете всё? Есть ещё! Вот тут говорят бесплатная медицина, образование и всё такое! А вот фигушки! Следующая статья затрат — Отчисления на социальные нужды. Как так, что такое?! Это отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1% от заработной платы, Фонд социального страхования — 2,9% и, лидер нашего рейтинга, Пенсионный Фонд России — 22%. Итого, плюс 30 к заработной плате (Отступление, а вместе с подоходным налогом получается 46,9 копеек на каждый рубль, неслабо да?).

Добрались до Прочих затрат. Тут много всего, пожарная и охранная сигнализация, содержание коммунальных сетей, зданий, оплата допусков Саморегулирующихся организаций и, внезапно, неналоговые отчисления Отечеству(?), в так называемый, резерв универсального обслуживания (!)

Ну что? Теперь вот с этим всем и попытаемся взлететь.

Что является важнейшим экономическим показателем для любого оператора связи? ARPU конечно, в разных его реинкарнациях. Что это такое? ARPU — Average Revenue per User, по русски — Средняя выручка на одного Абонента. Есть вариации, например, ARPPU, это то же самое но на одного платящего абонента. Не всегда мы получаем оплаты от абонентов по действующим договорам (кто-то уехал в отпуск, кто-то в командировку, а кто-то ребёнка наказал за плохие оценки). У нас, например, летом много приостановок, поэтому ARPU и ARPPU дают разные цифры. Чтобы не углубляться в дебри скажу, что мы, для унификации и упрощения, используем ARPU. Итак, наш ARPU составляет примерно 488 рублей.Кто-то платит 400, а кто-то 900, в среднем получается около 488. Тенденция всё же ведёт вниз. Пару лет назад было 550. Кроме того, объём услуг, получаемых абонентом, за эти деньги сильно возрос. Сравните старые тарифы Форсаж с новыми Фристайл, а ещё плюсом мы добавили много телевидения. Что это означает? Это означает, что наша себестоимость, по идее, должна была бы возрасти на фоне снижающегося ARPU. Но мы работаем над оптимизацией, в том числе и закупаемого трафика. И нам удалось несколько снизить его стоимость. Но возросшие платежи вещателям за телевидение эту оптимизацию съели.

Кроме того, серьёзное давление на нас и наших коллег оказывает исчерпание рынка, а значит и возможностей экстенсивного роста за счёт увеличения числа абонентов, а также инфляция. Мы же с вами понимаем, что в многоквартирных домах все, кто хотел подключились к интернету, и остаётся только новая застройка, частный сектор и отдалённые деревни/районы. Да и инфляция, головная боль не только для граждан, но и для нас тоже. А также, в среде с плотной конкуренцией невозможно компенсировать инфляционные процессы за счёт роста цен (конкурентная среда рулит!). В то же время стоимость оборудования с 2013 года выросла более чем вдвое, оборудование-то всё импортное. Даже то, что “типа” импортозамещённое. К тому же растут тарифы “естественных монополий”, Мегателеком поднимает цену на аренду кабельной канализации два раза в год, как по часам (#крестананихнет). Так же поступают и другие. Ну и наши сотрудники тоже хотят индексации зарплат. Добавляют к нашим проблемам новые и наши законодатели.  Всякие СОРМЫ, фильтрации трафика и законы Яровой требуют новых инвестиций, которые никак не улучшат качества услуг и но зато увеличат наши издержки. Простой пример, уже упоминавшиеся здесь отчисления в резерв универсального обслуживания составляют 1,2% от выручки (и, похоже, цифра эта скоро вырастет). Кажется, мелочь ерунда, но там мелочь, тут мелочь… Вот и комиссия агентам принимающим ваши платежи составляет 3%. Итого уже 4,2% от выручки. Кстати, величина комиссии, это одна из причин, по которой мы не можем договориться со Сбербанком об ускорении прохождения платежей. Они хотят больший процент, мы не соглашаемся. Начали торговаться от 7%!, сейчас стоим в позиции 3,5%. Но и это тоже не всё.

Существует такой документ “Правила оказания услуг связи”. В нём описано, как нужно оказывать, например, услуги междугородной телефонной связи. В частности, регулятор предлагает обязательно использовать для маршрутизации, так называемые, зоновые и междугородние узлы, т.е. посредников.Такая норма в 21-м веке выглядит, мягко говоря, архаичной. Она увеличивает количество транзитных узлов и, соответственно, цену услуги. Для нас, нет ни какой разницы с технической точки зрения, отдать телефонный звонок в Хабаровск и в соседний жилой дом. Для оператора, который приземляет наш трафик тоже. Но вот беда, транзитные маршруты мы не можем выбрать произвольно, мы привязаны к тем у кого есть федеральная и зоновые лицензии. Эти лицензии тоже стоят денег. И зоновый/междугородный оператор берет плату за пропуск трафика. Технически, такая прослойка нам не нужна. Кстати, Дима, именно поэтому изначально возникла стоимость роуминга у сотовых операторов. Вообще-то, наша отрасль в России давала фору всем нашим коллегам за рубежом вплоть до 2006-2007 года. Но в этот период вмешалось государство в лице регулятора.  Что ещё?  Есть требования к проектированию сетей связи. В принципе, мы больше всякого Роскомнадзора заинтересованы в совместимости протоколов, это наш “хлеб”. Но, нас обязали проходить экспертизу наших проектов. Стоимость такой экспертизы от 500 тыс. рублей. То есть, чтобы как-то снизить влияние этих затрат, проект должен быть большим, миллионов на 50. Где в Луках такое найти? Для примера, недавно к нам обратились на предмет строительства сети видеонаблюдения. Оценочная стоимость реализации проекта — около 150-200 тыс. рублей, оценочная стоимость экспертизы — 1,2 млн. рублей. Тем не менее, мы строимся. Правда, если себестоимость вхождения в квартиру составляла, в среднем 1500-2000 рублей, то вхождение в частный дом измеряется уже цифрами от 10 тысяч рублей. Каждый новый абонент обходится операторам всё дороже.

Следующая проблема — вхождение в некоторые многоквартирные дома. Пару месяцев назад одна управляющая компания попросила с нас по 5000 рублей в месяц за вхождение в каждый подъезд. Но мы то понимаем, что при очень оптимистичной глубине стартового проникновения в 30%, среднем числе квартир — 30 и ARPU — 488 рублей, мы получим всю выручку близкую к этим 5 тысячам рублей. Понятно, что управляющая компания поступает так в интересах аффилированного оператора (где тут fair play). Конечно, будем пытаться судиться, но это тоже затраты. А также нарушение прав граждан на выбор поставщика услуги (где надзирающие органы в лице Федеральной Антимонопольной службы?). В принципе, эта байда от непроработанности законов. Они противоречат один другому.

Далее, СОРМ и блокировки. И то и другое требует оборудования. СОРМ вообще должен иметь очень особенные сертификаты и поэтому только пять, по-моему, компаний в стране могут его выпускать.

Вот он и стоит “как самолёт”. При этом, в соответствии с законом об Оперативно-розыскной деятельности, сама эта самая деятельность является обязательством Российской Федерации, но почему-то всё переложили на операторов. Мы не можем получить/продлить лицензию не реализовав СОРМ. А про блокировки мы уже замучались объяснять. Вредное это дело, блокировки. Почему кто-то должен решать что можно смотреть человеку, а что нельзя. Это как-то, на мой взгляд, противоречит Конституции. Ну да не об этом речь. И СОРМ и софт для блокировок, по идее, требуют и разовых затрат на приобретение, и регулярных на обслуживание.

И, наконец наше всё, закон Яровой. Он потребует дофигалион денег на реализацию. Где их взять ума не приложу. Теоретически, возможно два пути реализации, первый, построить своё хранилище, дело за малым, нужно около 300 млн. рублей сразу и потом ещё по 50 млн. в год, второй, передать хранение на аутсорс, сколько будет регулярных затрат пока не понятно.

Перейдём к оборудованию, которое нам действительно нужно. Мы должны предоставлять современные и качественные услуги, надеюсь никто не возразит. А контент становится всё тяжелее, требовательнее к доставке и многообразнее. Если сёрфинг не критичен к выпадению пакетов, то в телефонии, например, выпадение снижает качество. Значит железо должно быть мощнее и функциональнее, ну, конечно, и дороже. Теперь мы должны иметь на узле порты в 40Gb, а количество записей в BGP растет как царевич в “Сказке о царе Салтане”, не по дням, а по часам. Всё это требует замен до истечения законного срока амортизации. Вот например, за последний год мы заменили пару сот коммутаторов на уровне доступа, с десяток дорогих коммутаторов на уровне агрегации и несколько штук ну очень дорогих в ядре сети, а так же добавили пару маршрутизаторов на уровне IP-ядра.

Что ещё влияет на нашу экономику? Выше уже писал про инфляцию, расширю. Мы просчитали инфляционную составляющую с 2003 года. С более ранних лет смысла не имеет, трудно сравнивать DialUp с оптикой. Итак, накопленная инфляция за это время составила !!О_О!! 464% (Цифру легко проверить, вся статистика есть в Сети). Наши тарифы за это время тоже изменились по сути. Они стали безлимитными. ARPU при этом, снизился (в 2003 он составлял около 600 рублей), а количество включенных услуг выросло на порядки (первые тарифы в оптической сети предоставляли скорости 128Kb, а включенного трафика было 250MB, например). Но есть и плюсы. Положительно то, что сейчас и абонентов на порядки больше, а трафик мы покупаем тоже в разы дешевле. Но, 5-10 лет назад количество вновь подключаемых абонентов росло с невероятной скоростью, сейчас такого нет и уже не будет. Глубина проникновения услуги в Луках составляет 70+%, это все, и проводные, и мобильные операторы. Мы ничем не отличаемся от России в целом. Так что весь потенциальный рост вокруг этих 30-%, а это в основном частный сектор.

Вот как-то так и складывается, что всю чистую прибыль мы инвестируем в развитие. С другой стороны, деньги в бизнесе — инструмент, как киянка у столяра или газовый ключ у сантехника.  Надеюсь, что те кто дожил дочитал до конца, лучше будут нас понимать. Если есть вопросы, задавайте. Я не очень писатель, поэтому что-то наверняка не прояснил.