оператор связи

Что Год Грядущий Нам Готовит…

author-avatar

Автор:

Должность: Шеф

25.12.2018

Резюме от шефа ГК Март о перспективах интернета в РФ. Острые вопросы: что будет с ценами и кто в этом виноват? Читаем и понимаем.

На носу Новый Год! Вроде бы надо достойно проводить год уходящий, рапортовать о победах и строить прогнозы и планы на год грядущий… А настроение, откровенно говоря, питейное, ибо новости прилетают одна хлеще другой.

Ситуации бывают вполне житейские, на той неделе, например, опять крысы погрызли магистральный кабель. Пришлось собирать аварийную бригаду в 6 утра. В Новосокольниках, в районе Шахниха по согласованному маршруту не положить кабель: упёрлась старшая по дому, а нам придётся грызть мёрзлую землю. Да мало ли чем ещё приходится заниматься провайдеру, чтобы доставить услугу своим абонентам. Обычное дело, как там говаривал Карлсончик наш дорогой: “Ерунда! Дело житейское!”

Да и я не об этом вовсе. Меня периодически спрашивают о том, каковы перспективы развития телекоммуникаций в России. А на вопросы надо отвечать, тем более, что я как-то ближе к теме и с моей позиции, конечно, виднее.

Ну что ж, начну, помолясь. Разговор предстоит трудный и не очень приятный…

Итак, вопрос первый, он наиболее часто встречается в обращениях наших абонентов: “Вырастут ли цены? И если да, то на сколько?”

Не буду лукавить, цены вырастут. Точнее, многие коллеги уже их подняли. Кто-то честно говорит об этом своим абонентам, рискуя потерять некоторую часть абонбазы. Такую честность, думаю, надо ценить. Тарифы у этих операторов уже выросли или вырастут после Нового Года от 5 до 15 процентов. Почему по-разному? Точки отсчета разные и местные условия тоже. Другие, менее откровенные коллеги, вводят новые линейки тарифов и с их помощью маскируют повышение цен. Но, рискуя вас огорчить ещё больше, скажу, что ближайший рост цен неизбежен, но никак не связан ни с пресловутым законом Яровой, ни с не менее одиозным новым законопроектом Клишаса-Боковой-Лугового.

Да-да! Этот рост связан с другими, но вполне себе фундаментальными факторами. Главный из них на сегодня — инфляция! Наверное не нужно об этом и говорить, вы сами всё видите. Если в 2014 году мы достаточно спокойно пережили двухкратное падение курса рубля (а Минфин говорит, что только 4,3% телекоммуникационного оборудования “производят” в РФ), не повышали цен, просто продолжали интенсивно подключать новых и новых абонентов, за счет этого увеличивая выручку и покрывая внезапный рост издержек, то теперь у нас такого ресурса попросту нет. Почти все, кто хотел получить доступ к Сети, уже имеют его. Таким образом, как и любая другая отрасль, мы незаметно для себя и, видимо, для вас тоже, перешли от стадии задорного юношеского роста в пору зрелости. Так всегда случается, вначале трудный старт, потом бурный, почти вертикальный, рост, дальше плато зрелости, а потом спад и замещение другими технологиями. Только раньше события развивались веками. Нынче же… всё меняется очень быстро.

В общем-то вполне понятно, что делать в такой ситуации. Логика велит снижать издержки и развивать наложенные сервисы, короче искать новые точки роста. Но не тут-то было. Наше государство, усиливая давление, фактически не позволяет нам этого. И проблемы, которые казалось бы касаются только нас, в итоге затрагивают и наших абонентов тоже. Не смогу даже просто перечислить всего, но вот к примеру, чего стоят только два пункта из разных правил, которые мы должны соблюдать. Пункт 22(1) из Правил оказания услуг связи и пункт 12(1) из Правил взаимодействия операторов связи с теми, кого принято называть siloviki. Оба этих пункта касаются сбора и сверки регистрационных (читай — паспортных) данных наших абонентов. Следуя им, мы всегда должны иметь актуальную информацию. В чём это выразится? А вот в чём: если вы организация, то каждые три месяца должны предоставлять нам данные обо всех, кто пользуется интернетом у вас в офисе. И не спрашивайте меня зачем. Ответ — #патамушта! И мы, кстати, уже огребли за это (о чём упоминали тут), с формулировкой, — “Правила надо соблюдать.” А если же вы просто гражданин, то мы должны периодически пинговать вас, а не сменили ли вы паспорт/фамилию/имя или пол. Вот да, прямо в режиме нон-стоп. А для этого всего нам нужны дополнительные люди, а людям нужна зарплата, а государству нужны налоги и сборы на эту зарплату. И есть еще много всякого разного, чего от нас хотят. Не буду больше вас утомлять этими подробностями, скажу только, что значительная часть нашего персонала так или иначе занимается обслуживанием всяких инициатив гос.органов. А еще мы платим оборотный сбор размером в 1,2% на никому не нужные таксофоны в деревнях.

Резонный вопрос: “Что же это ты “за всю Одессу”, за себя скажи, вы-то будете повышать цены?” Отвечу так, мы тянем до последнего и ищем возможности. Мы пошли в частный сектор и другие города с целью придания новой динамики росту абонбазы. Пока это себя оправдывало и нам удалось выровнять ситуацию. Но тем не менее, на каком-то этапе мы будем вынуждены последовать всеобщей тенденции, ибо она объективно следует из развития событий.

Конкретные сроки и цифры не назову, но это точно не будет больше рынка и, скорее всего, не в первом квартале. Нужно подвести итоги года и получить свежую аналитику. А её ещё нет. Хотя всё же по концу года чувствуется увеличение инфляционного давления.

Никто из нас, ни абоненты, ни мы ещё не знали тех времён, когда бы цены на услуги связи росли. Будем привыкать к новым обстоятельствам!

Что ещё ждёт нас “хорошего” в 2019? Ну конечно же я не забыл, закон Яровой. Формально он вступил в силу уже с октября 2018, но еще нет сертифицированного оборудования, поэтому реализация невозможна, и какие затраты лягут на себестоимость пока тоже не ясно. И никто из операторов ещё не впрягся в эту лямку (что бы там не писали в разных СМИ), хотя некоторые коллеги, в Краснодарском крае, например, уже получили “письма счастья” от органов. Нас пока Б-г миловал (надолго ли?). Спекулировать на оценках реализации не хочется. И без того понятно, что это оооочень дорого. Таким образом, весьма вероятно, что в 2019 нас ждёт не одно повышение цен. Скорее всего “помидорами мы не отделаемся” (не впервой употребляю эту цитату, но очень уж она универсальна).

И тут вот неделю назад подоспела еще инициатива Клишаса-Боковой-Лугового. Они предложили “Чебурнет”. Те, кто в теме телекома, характеризуют законопроект однозначно негативно (вот и вот).

Ну как бы это сказать… Там всё прекрасно! С инженерной точки зрения подход к построению системы выглядит так, как будто люди сознательно пытаются построить нечто не работающее от слова “совсем”.  Кроме того, этот “Чебурнет” будет ещё и сильно уязвимым, т.к. обладает “единой точкой отказа”, даже не одной, а несколькими. Те, кому любопытно, могут почитать законопроект тут, только обязательно наложите на действующие законы “О связи” и “Об информации”. Вам понравится.

И вот что показательно, с точки зрения заявленных целей, это просто не будет работать, как впрочем и закон Яровой. Но крови нам попортит… И вот деньги перераспределит из ваших карманов, наши дорогие абоненты, в карманы производителей ненужных аппаратно-программных решений. А кому принадлежат компании производители? А вот кому надо, тому и принадлежат, чтой-то я. Ну и китайским товарищам изрядная доля упадёт на счета.

Почему я говорю о технической абсурдности? Да потому, что около 80% трафика в сети уже сейчас шифруется и эта цифра продолжает расти (Яндекс и Гугл понижают нешифрованные ресурсы в выдаче, например). А это значит, что хранение такого трафика по закону Яровой как минимум бессмысленно, а на самом деле вредно.

Что касается предложений Клишаса-Боковой-Лугового, то это — ”Великий Российский Файерволл”, причём, как написано в пояснительной записке — реализация “… не потребует расходов из федерального бюджета.” И это тоже прекрасно! Тогда возникает резонный вопрос: “За чей счёт банкет?” Надо же на какие-то шиши установить на сети фигову кучу оборудования, которое будет перелопачивать 20 Терабит/сек Российского трафика. А ещё предлагают развернуть Национальную Систему Доменных Имён (вот с IANA ещё не обсудили, а туда же) и “Централизованное управление сетью связи общего пользования”. Позвольте усомниться в том, что всё это будет бесплатно.

Да кстати,  геймерам стоит напрячься, поскольку такой файерволл им-то точно будет мешать. Время отклика с зарубежных серверов вырастет в разы. Мы с вами боролись за каждую милисекунду пинга, а тут раз и вместо 35 м/с, 350. Просто потому, что за нашим бордером появился бессмысленный и беспощадный чёрный ящик от РКН. А ещё все эти устройства и управляться будут не нами и могут вырубиться, что называется “просто так”. И они это будут делать, раз могут! И претензию никому не предъявишь. Но что самое смешное, Телеграм, заблокированный в Российской Федерации всё равно будет работать.

Ну и то чего у нас не понимают в принципе, технологии-то развиваются. (Извините, сейчас пойдут термины). Вот уже на подходе протокол QUIC или HTTP/3, как хотите, а в нем данные шифруются по умолчанию. И это уже не привычный нам TCP. Да и в IPv6 есть возможности шифрования и даже в старый добрый IPv4 имплементируется IPSec Так что эти их решения DPI  (Глубокое инспектирование пакетов) работать не будут. И если я скажу дополнительно, что существуют возможности передачи целевого трафика внутри обычных DNS и ICMP запросов (DNS или ICMP tunneling), то станет совсем ясно, что идеи думцев вовсе не в том, что они озвучивают. Ну что, запретят нам QUIC использовать? Но и это технологически невозможно. Поддержка этого протокола уже встроена в движок Chromium. И после принятия стандарта весь мировой Интернет-крупняк, типа Google или Facebook начнут его применять. Особенно Google, это их детище.

Так что одну позитивную новость я всё-таки сообщу, — “ В битве инженеров с идиотами  депутатами, инженеры побеждают всегда!” Это вопрос времени…

P.S. Пока готовили этот текст к публикации? прилетела информация о принятии приказа Минкомсвязи (или Минцыфры?). И вот что прикольно, они на наше мнение наплевали, ну это как водится, но еще они нагнули и Минэкономразвития. В итоге это министерство дало положительное заключение с вот такой формулировкой:

“По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.”

Т.е. Минэкономразвития полагает, что расходы, сравнимые с годовой выручкой оператора, — нормальное дело, и что это не повлияет на расходы клиентов, в том числе и бюджетных. Весьма оригинальное понимание того, как работает экономика….

Ну что ж, остался последний бастион — Минюст. Может не зарегистрируют…, хотя что это я размечтался. Слишком уж у кого-то слюнки на предполагаемые  доходы текут. И повторю для пущего понимания, НИКАКОГО отношения к безопасности это не имеет. Трафик шифруется на 80% уже сейчас. Скоро будет почти 100%. Зачем это хранить и как это расшифровывать? Видимо несколько позже придется разбираться,  почему мы опять в технологической попе. А также с извечными: “Что делать?” и “Кто виноват?”