оператор связи

11.02.2022

А какой Uptime у Марта?

На днях мне задали вопрос в комментарии под постом в ВК …

 

Думаю, что раскрытие такой информации полезно и для нас, и для наших абонентов, поэтому решил не ограничиваться простым ответом на комментарий. Да и, как видите, я сразу не смог ответить. Скажу больше, тот текст, что отражён на скриншоте, переписывал несколько раз. 

Почему? Потому что на вопрос невозможно ответить однозначно.

Суть в том, что наша сеть, как и любая другая — сложный организм, состоящий из тысяч активных и пассивных элементов и сервисов, поэтому всегда требуется уточнение Uptime чего именно. Ещё один момент может быть связан с некоторой путаницей в терминах Uptime и SA (Service Availability).

Что ж, давайте попробуем разобраться по порядку.

Начнём, пожалуй, с Uptime. Под Uptime обычно понимают время, прошедшее с момента последней загрузки компьютера, маршрутизатора, коммутатора или включения какого-либо сервиса, то есть время непрерывной работы. Так что я полагаю, что вряд ли Валерий Козлов имел в виду именно Uptime, скорее всего, его интересовала SA. Но даже, если я ошибаюсь, всё равно надо понимать об Uptime чего именно шла речь.

Перейду к Service Availability, этот термин вполне точно переводится на русский, как Доступность сервиса, и определяется процентом времени, в течение которого сервис работал абсолютно исправно или возможно с некоторой деградацией, но всё равно работал. Из определения следует, что за 100% при этом нужно считать весь период, например, год. Обычно, именно по году, и считают статистику, которую можно как-то разумно оценивать. Но и при подсчете SA тоже надо понимать, для какого сервиса и сегмента сети он рассчитывается в конкретном случае. Очевидно же, что обрыв линии связи или отключение электричества на каком-то объекте однозначно приведут к перерыву предоставления услуги на этом и связанных объектах, но все остальные будут получать услугу в полном объёме. Думаю, что Валерия интересовала именно SA, если нет, он меня поправит, и именно в разрезе всей нашей Сети связи в целом.

Исходя из такого предположения, я и формулирую свой ответ. Вот что мы видим за последний, не самый удачный календарный год.

Полная недоступность сервиса произошла лишь однажды. Связано это было со стихийным бедствием, штормом 25 июня 2021 года. Тогда, в течение 3-х часов, из-за аварий по электропитанию и обрывов линий связи, не работал ни один из магистральных каналов. 

 

Коллегам удалось достаточно быстро привезти в Луки генераторы, и восстановить два из трех внешних каналов. Линию связи к третьей точке стыка мы восстанавливали в течение двух дней, пришлось расчищать завалы и менять достаточно большое количество кабельных сегментов (большое спасибо монтажникам и проектировщикам, работали дружно и без лишних слов).   

Была ещё одна серьёзная авария, затронувшая большинство абонентов и приведшая к масштабному отказу сервисов — 3,5 часовой инцидент, произошедший,  вследствие сетевого шторма осенью 2021 года. Его мы должны целиком взять на себя, поэтому тоже беру  в расчет, такое не должно было случиться 🙁 

Итого, доступность нашего главного сервиса (сервиса передачи данных) , отсутствовала полностью или почти полностью в течение 6,5 часов в 2021 году. Теперь можно посчитать SA

SA =100*(365*24-6.5)/(365*24) = 99.925799%

Вот именно, 99.925799% времени в течение года, наш сервис передачи данных работал. Конечно, для конкретного абонента этот показатель по разным причинам может отличаться от рассчитанного по Сети в целом. 

Надеюсь, что я ответил на вопрос. Если нет, спрашивайте. Тайны тут нет 🙂