оператор связи

Зацепило рикошетом

author-avatar

Автор:

Должность: зам.гендиректора

16.02.2018

И вновь мы не обделены вниманием Роскомнадзора. До чего ж приятно! Говорят ведь, что стабильные и долгосрочные отношения всегда полезны в бизнесе. Они дают уверенность, что в будущем мы продолжим развиваться и крепнуть. Так вот, хочется сказать спасибо Роскомнадзору за то, что не забывает, постоянно пишет, звонит и, не поскромничаю предположить, “любит” нас особо. Но обо всем по порядку…

В этот раз вовсе не мы стали объектом проверки. Впервые под прицелом оказались три всем известные в городе заведения общественного питания. А согрешили они тем, что предоставили своим посетителям доступ в сеть Интернет по wi-fi без регистрации. Напомню, почему это могло расстроить Роскомнадзор: Постановление Правительства №758 от 31.07.2014г., №801 от 12.08.2014г. И на эту тему я уже накаркала высказалась в статье  “Что-то в воздухе витает”.

Одно из этих кафе на радость нам (без иронии) давно является абонентом Марта. В ходе проверки Роскомнадзор запросил у нас копию договора с кафе, а через некоторое время прислал приглашение на составление протокола уже о нашем правонарушении. Служба узрела неисполнение п. 22(1) Правил оказания телематических услуг связи. Цитирую и заранее прошу прощения за то, что вам придётся это прочитать: В договоре с абонентом — юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, помимо сведений, указанных в пункте 22 настоящих Правил, предусматривается обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, и устанавливается срок предоставления указанного списка, а  также устанавливается, что указанный  список должен быть заверен уполномоченным представителем юридического  лица  либо индивидуальным предпринимателем, содержать сведения о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование (фамилия, имя, отчество (при  наличии), место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность),  и обновляться не реже одного раза в квартал.

Легко предположить,  сколько сотрудников работают на Мясокомбинате, в Администрации города, Сбербанке, Магните и т. д. А теперь представьте, что все эти организации будут ежеквартально проводить перепись своих кадров и предоставлять данные, к слову — персональные, оператору связи. Для этой формалистской работы таким абонентам  вероятно понадобится отдельная штатная единица, а это дополнительные затраты. И каждый ли даст согласие своему работодателю на предоставление паспортных данных и адреса интернет-провайдеру? А если работодатель пожелает сменить оператора, сколько в итоге людей будет владеть, например, ВАШИМИ персональными данными? Тогда в чем же смысл 152-ФЗ?

Забавно, но на информационной доске в псковском офисе Роскомнадзора размещён баннер, который гласит:  БЕРЕГИ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ СМОЛОДУ. Совет из разряда “закрой рот и ешь суп”…

Замечу, что такие структуры как ФСБ, ОВД, а так же суды и подобные им ведомства тоже пользуются Интернетом! Так и вижу, как человек в погонах или в мантии стремительно и метко отправляет официальный запрос оператора о данных всех сотрудников в мусорную корзину.

Поделюсь и своей печалью. Компания Март на сегодняшний момент имеет приблизительно 1500 действующих договоров с ИП и юридическими лицами. Объем предполагаемой работы по получению персональных  данных невероятен, а их обновление — ежеквартальное событие! В таком случае отделу по работе с абонентами придется работать в режиме 24/7, и при этом, если вы пожелаете проконсультироваться со специалистом, придется его сначала выкопать из большой кучи документов.

На просторах интернета можно найти много высказываний и красочных эпитетов в адрес пункт 22(1) от тех, кого он так или иначе задевает. Что запомнилось из приличного: “имитация бурной деятельности”, “маразм крепчает”, “требуется: контролёр по использованию интернета”, “то есть закон о защите персональных данных на помойку?” и так далее.

Именно по этим причинам мы, как и остальные операторы, не в состоянии исполнить пункт 22(1) Правил. Кстати, в 2014 году, когда поправка вступила в силу,  мы попытались, и получили от некоторых абонентов официальные ответы:

“… в соответствии со ст.88 Трудового кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ “О персональных данных” мы не имеем законной возможности передачи персональных данных сотрудников без их письменного разрешения. Срок сбора и предоставления указанной информации займет около двух месяцев”

“… на наш взгляд, ситуация с применение правовых новаций не упорядочена на уровне законодателя, требует дополнительных решений и разъяснения. Исходя из этого считаем невозможным в настоящее время вносить изменения в  договор”

С целью воззвать к разуму и попытаться избежать иска в суд мы прибыли 8 февраля в Роскомнадзор. И вроде бы там милые люди работают (вовсе не вурдалаки), угостили кофе и, казалось бы, посочувствовали. НО как писал Александр Солодовников в статье “Кто про что, а вшивый про баню!”“Глупо требовать понимания и здравого смысла в работе автоматической цепочки”. Убедились! А еще осознали следующее: во-первых, никакие вопросы с Роскомнадзором не реально урегулировать в досудебном порядке; во-вторых, обратную связь от операторов связи (надо бы извиниться за тавтологию) о законах или о том, как живется в таких условиях, к Министерству связи или Правительству Роскомнадзор не осуществляет. Почему? Потому что!

Итого: мы опять идем в суд. Пожелайте удачи!