Приличные слова кончились

Автор: Александр Солодовников

Должность: Шеф

15.12.20

Последние несколько дней были для нас чрезвычайно тяжёлыми. Невероятно болезненно видеть деградацию качества предоставляемого нами сервиса, на которую мы не можем повлиять.

Всем доброе утро, независимо от того времени, когда вы будете это читать (если, конечно, вообще будете...).

Последние несколько дней были для нас чрезвычайно тяжёлыми, но все, полагаю, это заметили. Невероятно болезненно видеть деградацию качества предоставляемого нами сервиса, на которую мы не можем повлиять. Но давайте по порядку ещё раз, поскольку, как выяснилось, для многих наших абонентов происходящее стало новостью. Итак:

14 декабря 2018 года в Государственную думу был внесен законопроект со скучным названием - О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации). Понятно, что граждане его не заметили, много ли законопроектов мы вообще замечаем. Однако в отраслевом, телекоммуникационном сообществе инициатива сразу же вызвала бурю эмоций. Было даже собрано обсуждение с участием крупнейших операторов, на котором те недвусмысленно сообщили, что считают законопроект способным не то чтобы улучшить устойчивость российского сегмента Сети, а наоборот поломать её. Стенограмму этого обсуждения можно нагуглить при желании. Но вот, например, цитата пресс-секретаря компании МТС Алексея Меркутова: «использование средств контроля содержимого трафика <…> может стать причиной деградации качества услуг связи, как для обычных потребителей, так и для устройств интернета вещей». 

Мы не являемся большим игроком на рынке телекома, но для нас тоже прямо с самого начала было очевидно, что заявленные цели и предлагаемые средства их достижения, мягко говоря, противоречат друг другу. Всё это происходит, на мой взгляд, от абсолютного непонимания как именно устроен Интернет. Собственно это я и изложил в письмах Председателю Государственной Думы и нашему депутату. Ответы были формальными и не имели никакого отношения к сути озвученных проблем. Короче, мнение профессионального сообщества не было учтено никак. 

Закон приняли в Думе 16 апреля 2019 года. Дальше практически автоматом, 22.04.2019 одобрение Советом Федерации, 1.05.2019 подписание Президентом, и в тот же день опубликование. Таким образом, прямо с Первого Мая 2019-го мы живем с Суверенным Интернетом. Его еще называют Чебурнетом, и теперь любимый мульт персонаж детства стал пугать меня.

Как водится в России, каждый закон должен обрасти сонмом постановлений и приказов Правительства и различных органов власти. Вот летом 2019 года мне пришлось провести приличное количество часов за чтением и комментированием всего, что наплодили чиновники в части поддержки закона. Да, я, как и многие коллеги, писал отзывы на полтора, по-моему, десятка нормативно-правовых акта. Это такое себе дело, скажу я вам. Те, кому приходилось сталкиваться с языком российской правовой базы согласятся. Не то чтобы мы достигли успеха, скорее наоборот. Все предложения сообщества снова были отвергнуты, иногда в довольно хамской манере.

И вот, осенью прошлого года, мы оказались в реальности, где есть все нормативно-правовые акты и дело осталось за малым, за самим железом. В принципе, мы с самого начала знали кто именно будет поставщиком :) Но тем не менее, оборудование надо произвести, а недостающее закупить. На это нужно время и деньги. Из-за таких “формальностей” реализация затянулась до осени текущего года.

Подготовка началась еще летом, когда мы получили от РКН план развертывания. Длинный такой документ, который был окончательно согласован лишь в середине октября. После этого мы были вынуждены выполнить технические условия, и вот, ТСПУ установлены.

Как они работают, вы и сами видите. В полной мере случилось то, о чём мы предупреждали. И мы, увы, не можем никак повлиять на техническую сторону проблемы. ТСПУ установлено на нашем узле, но управляется не нами. Мы вообще имеем только физический доступ, можем провода подёргать и всё. А управляет некий Центр Мониторинга и Управления по шифрованному каналу из Москвы.

Можно ли было избежать таких проблем? Конечно можно было! Лучший выход, вообще не принимать такой закон и не ставить на операторских сетях ненужное оборудование! Худший - предусмотреть изрядный запас производительности. Ни то, ни другое не было сделано.

Вчера вечером я распорядился исключить ТСПУ из схемы узла связи, как оборудование, создающее аварийную ситуацию, которую невозможно исправить силами оператора. Наши ребята выполнили необходимые действия, единственное, что мы можем. Сейчас мы работаем так, как работали до 9 декабря. Чем это обернётся - не знаю. Мы рискуем! Но у нас, в любом случае, сложилось нечто похожее на “цугцванг”. Видимо, нам прилетят административные протоколы… Будем отбиваться в судах, впрочем, без особой надежды. Но вдруг те, кому “лишь бы Ютубчик работал”, поддержат нас и придут в эти суды в качестве свидетелей с нашей стороны. Чем чёрт не шутит!