Операция «Честный знак»

Автор: Юлия Моисеева

Должность: Менеджер по продаже товаров и услуг в сфере Информационных технологий

30.01.20

Маркировка товаров - обязательное требование Закона, которое не получится обойти или проигнорировать. Вместе с вами, специалисты ГК Март шаг за шагом готовы пройти все этапы этого процесса «От и До».

В настоящее время одна из актуальных тем в сфере продаж - обязательная маркировка товаров. Основываясь на последних новостях из сферы фискальной политики можно предположить, что этот сложный проект коснется почти всех товарных групп, что в свою очередь сильно изменит бизнес в России. 

Все мы хотим приобретать и пользоваться только качественными и безопасными товарами. Чтобы добиться этого, необходимо бороться с продукцией, которая производится или ввозится в нашу страну с нарушением закона. С этой целью в России вводится обязательная маркировка товаров.  Информация о промаркированных изделиях будут поступать в единую национальную систему цифровой маркировки и отслеживания товаров «Честный знак».

Планируется, что уже к 2024 году все основные потребительские товары, от лекарств и сигарет до белья и детского питания, будут маркироваться. Это поможет государству поэтапно отслеживать и контролировать их оборот, чтобы подделка не могла попасть в цепочку, что в свою очередь сделает работу на рынке прозрачнее и уберет игроков, которые не следуют правилам.

Если сегодня многие производители/импортеры отдельных групп товаров могут просто поучаствовать в пилотном проекте по маркировке в качестве эксперимента, чтобы, так сказать, «набить руку», то другие уже обязаны наносить специальные коды на свою продукцию, а для этого им придется покупать новое оборудование. Главным преимуществом является то, что большинство организаций и предпринимателей уже зарегистрировали или вот-вот зарегистрируют свои онлайн-кассы. Если вспомнить предыдущий год, то многим это казалось бессмысленным требованием к малому бизнесу, и все приняли данное нововведение довольно неоднозначно, не правда ли? Но многие и подумать не могли, что это новшество станет одним из главных элементов в схеме работы с маркированными товарами. Давайте разберемся, какое оборудование приобрести, чтобы не проштрафиться, и что относится к так называемому «комплекту для маркировки».

Моя работа непосредственно связана с продажей товаров в сфере IT, в том числе контрольно-кассовой техники и сопутствующего торгового оборудования, в последнее время наши клиенты часто стали задавать вопрос: «подойдет ли имеющаяся онлайн-касса для работы с маркировкой?». Отвечу - для работы с маркировкой не нужно приобретать специальную онлайн-кассу. Около 95% зарегистрированных кассовых аппаратов могут формировать код товара, в некоторых случаях необходимо просто обновить прошивку. Достаточно, чтобы:

  • у кассы был разъем для подключения сканера штрих-кодов;
  • владельцы автономных касс подключились к кассовой программе на ПК (для того, чтобы выгрузить базу товаров в кассу);
  • была установлена новая прошивка на кассу под маркировку (должен формироваться документ с тегом «код товара»).

Таким образом, для работы с маркировкой в системе «Честный знак» подойдут онлайн-кассы почти любого типа. Главная функция, которую они выполняют - фиксация выбытия маркированного товара из оборота, после касса отправляет в ОФД (Оператору фискальных данных) сигнал: товар у потребителя, то есть дошел до адресата, цепочка прослеживаемости закрылась.

Помимо кассового аппарата, вам не обойтись без дополнительного оборудования, которое позволит работать с Data Matrix кодами. Для их распознавания необходимо подключить к онлайн-кассе сканер, способный считывать двухмерные коды. Они бывают стационарными, ручными и беспроводными.

Как не прогадать и купить нужный сканер? Так называемый 2D сканер или в простонародье «гусь», стоит немного дороже обычных 1D (линейных) сканеров, но он умеет читать как обычные линейные коды, так и коды Data Matrix. Любой из покупателей может считать такой код через специальное мобильное приложение и получить доступ к информации о товаре, например, увидеть все перемещения (логистику товара).

Новый код Data Matrix, помимо простого линейного штрих-кода, имеет и дополнительную информацию (производитель, импортер и т.д.).  Несложно догадаться, что по мере развития проекта «Честный знак», двухмерные коды появятся на всех товарах, которые должны сканироваться на кассе.

Лавинообразно возросший спрос на сканеры штрих-кодов, заставил многих производителей предпринять дополнительные шаги для завоевания ниши на рынке РФ. Каждый постарался сформировать оптимальную ассортиментную линейку: одни привлекают широким спектром моделей, другие сконцентрировались на определенном направлении. В настоящее время в России представлены десятки производителей, например, Honeywell, Datalogic, Zebra и др. Каждый, в зависимости от потребностей, подберет себе нужную модель.

При выборе сканера нужно обратить внимание на чувствительность, также необходимо учитывать габариты товаров, которые вы реализуете. Например, пачка сигарет небольшая, и код, нанесенный на нее - размером с монету, а на лекарствах он еще меньше.

Что касается обуви, коробку очень легко деформировать при перевозке, что может привести к повреждению кода. Если такая пара обуви попадет к вам в магазин, и код не считается, товар будет не продать (придется заказывать и распечатывать новый код).

Отсюда возникает вполне логичный вопрос: «на чем распечатать код для маркировки?». Это можно сделать на обычном принтере - бюджетный вариант, но далеко не долговечный, придется очень постараться сохранить четкость кода на товаре. Поэтому незаменимым приобретением для маркировки товаров станет принтер этикеток. Он пригодится как для перемаркировки возвращенного от покупателя товара, так и для маркировки остатков на складе.

Так как принтеры этикеток бывают разные, перед его покупкой вам нужно определиться:

  • с типом печати принтера (термопечать будет дешевле, термотрансферная – надежнее. Печать может быть не только на этикетках, но и на тканевой ленте, в данном случае принтер наносит рисунок с помощью нагревания риббона, по-простому - красящей ленты);
  • с размером этикетки (все зависит от информации, которую вы хотите разместить на ней);
  • скоростью работы принтера (сколько этикеток вы планируете выпускать в день);
  • в каких условиях вы будете использовать принтер (необходим, к примеру, ударопрочный корпус, небольшой вес устройства и т.д.).

Одним из известных марок принтеров этикеток являются: Godex, Zebra, TSC. У этих производителей вы сможете найти как термопринтеры, так и термотрансферные (стойкие к истиранию) принтеры этикеток, как говорится, «на любой вкус и цвет». Довольно сложно сделать однозначный выбор в пользу определенного производителя. Каждая модель имеет свои плюсы и недостатки, как любая техника, но мы поможем подобрать для каждого оптимальную модель.

Если ваш магазин имеет крупный склад, большой ассортимент товаров, то могут понадобиться дополнительные устройства. При печати больших объемов, удобно использовать дополнительное оборудование, которое устанавливается непосредственно на принтер этикеток или просто дополняют «комплект для маркировки».

Например, внешний держатель рулона этикет-ленты (в принтере уже стоит встроенный), но менять рулоны при печати большого тиража не очень удобно, а внешний держатель закрепляется позади принтера этикеток и позволяет использовать максимальный диаметр рулона и максимальную ширину ленты. Смотчик этикеток смотает ленту в готовые рулоны, что будет крайне удобно и компактно при хранении, а в дальнейшем и в использовании. Согласитесь, что наклеивать вручную большое количество этикеток долго, вот вам отличный выход! Рулон, полученный с помощью смотчика этикеток, будет удобно заправить в специальный аппликатор для наклеивания наклеек вручную. Он представляет собой обычный ролик, который очень быстро разгладит и приклеит этикетку ровно и без складок, как результат - код будет читаемым.

Что же еще может понадобиться? Терминал сбора данных, который необходим для учета маркированных товаров, если это требуется. Но торопиться с его покупкой и брать первый попавшийся не стоит. Терминал должен обладать рядом важных технических характеристик, например, он должен читать двухмерный код и работать с тем программным обеспечением, которое вы уже используете для работы склада; быть ударопрочным и иметь хорошую батарею.

Также хочется упомянуть, что маркировка лекарственных средств затрагивает и больницы. В отличии от аптек, которым достаточно иметь онлайн-кассу, чтобы убрать упаковку лекарств из оборота, больницам нужно получить в ЦРПТ специальные аппараты, именуемые регистраторами выбытия – устройства для фиксации факта выдачи лекарства по льготным рецептам и вывода лекарств из оборота для оказания медицинской помощи.

Эти устройства, напоминающие терминалы сбора данных, используются для того, чтобы зафиксировать факт выдачи того или иного лекарственного препарата по льготному рецепту (т.е. без средств оплаты) и выхода его из оборота. Регистратор выбытия используют в том случае, если препарат передан конечному потребителю. Если же препарат списывают из-за истечения срока годности (или при продаже с частичной льготой), то регистратор не используется.    

Как мы убедились, существует много разновидностей дополнительного оборудования для работы с маркировкой, если вы считали, что онлайн-кассы и сканера штрих-кодов будет достаточно - это далеко не так. Сканеры штрих-кодов, принтеры этикеток, аппликаторы для нанесения маркировки, терминалы сбора данных и другие - все это оборудование необходимо, для того чтобы вы смогли грамотно и комфортно работать в системе «Честный знак».

На первый взгляд может показаться, что работать с маркированными товарами не так уж и трудно. Но сложности имеются, главная – это изменение уже привычных рабочих процессов, и чем меньше торговая точка, тем ощутимее перемены. Как я поняла на опыте, не все знают, с чего начать работу с системой маркировки. Поскольку требования вводятся на законодательном уровне, их не получится обойти или проигнорировать.

Подстраиваться придется, причем очень быстро! Иначе можно попросту нарваться на серьезные штрафы. Но, Март поможет! Для того, чтобы начать операцию «Честный знак», необходимо обратиться в Отдел продаж, где вам помогут подобрать недостающее оборудование и собрать индивидуальный «комплект для маркировки».

Мы готовы предложить услуги по регистрации в системе «Честный знак», оформить электронную подпись для маркировки товаров и настроить ваше рабочее место для работы с электронной подписью. Закажем, скачаем и распечатаем коды маркировки и обучим тому, как вводить их в оборот. Для тех, кто уже поставил свою кассу на учет в нашем Центре технического обслуживания кассовых аппаратов (ЦТО ККТ), ждут приятные сюрпризы в виде скидок. Вместе с вами, мы шаг за шагом пройдем все этапы обязательной маркировки товаров «От и До».

Все необходимые консультации можно получить у менеджеров отдела продаж по телефону 8 (88153) 69-099 по будням с 8:30 до 17:30.