Однажды 20 лет спустя

Вы наверняка слышали что-нибудь о капсулах времени. Это письма потомкам, содержащие наставления, информацию о своем поколении и предположения о достижениях человечества в будущем. Весьма любопытно читать строки такого послания — чувствовать настроение автора, понимать ожидания и надежды, грустить об отсутствии возможность оправдаться за невоплощенные фантазии. Это трогательный и порой печальный момент.
Одну из таких «капсул времени» мне повезло откопать, нет, не в сквере у памятника, а на просторах Всемирной сети. Представляю вашему вниманию статью под названием «Устраивает ли вас качество связи с Интернетом и каким вы видите его в будущем?». Статья была опубликована 25 августа 1997 года в популярном тогда журнале «Компьютерра» (кто читал, наверняка проникнется ностальгией).
Я вспоминаю свой 1997 год. Мне исполнилось 13 лет, и я ни разу не видела Интернет! И тут просится всем знакомая фраза: «Да-да, я существую». А нет! Таких как я было 99,9999…%. Но в Москве и, вероятно, в других крупных городах нашей необъятной уже были некие ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, и не просто пользователи, а те, кто понимал устройство Сети. С ними и вели диалог. Предлагаю вам немного умилиться ответами на вопрос, поставленный в заголовке найденной статьи.
Как выяснилось, ребята были весьма озабочены проблемой устойчивости связи и скорости доступа.
Анна Вайсбурд, переводчик: «Бывает, когда связь просто идеальная, — 14400 часами держит (переведу на современный язык, речь идет о 0,014 Мбит/с). А бывает и так, что не один раз вспомнишь нехитрым словом всех, кто за связь ответственен».
Геннадий Федоров, художник: «Нет, меня абсолютно не устраивает связь с Интернетом. Не устраивает она меня по одной простой причине: объем скачиваемых мной данных достаточно велик, а скорость 28800 бит/с — не самая высокая. Это отнимает время и иногда нервирует».
Замечу, что скорость 0,028 Мбит/с (против сегодняшних 100 Мбит/с) только ИНОГДА нервировала абонента. То ли современный пользователь пошёл более раздражительный, то ли что-то изменилось….
А изменилось, я вам скажу, многое! Во-первых, сам Интернет. Контент стал разнообразным и весьма потяжелел. В 2001 году появился первый torrent, в 2005 году — youtube, в 2006 году – соцсеть Вконтакте. В текущем 2018-м все больше людей предпочитают производить расчеты электронным способом, вызывают такси и заказывают пиццу с помощью приложений, покупают товар, не выходя из дома, используют облачные сервисы. Сегодня множество различных ресурсов и возможностей делают нашу жизнь информационно насыщенной и простой, в то время как пользователь 1997 года мог себе позволить лишь прочитать новости и проверить почту.
Николай Данилов, зам. главного редактора журнала «Интернет»: «Домашний компьютер в основном используется для проверки почтового ящика. Правда, весьма раздражает сам процесс дозвона до провайдера».
О каком таком дозвоне идет речь? Далеко не многие, даже среди моих коллег, слышали о dial-up, наслаждались чудесным звуком в процессе коннекта, держали кулачки — лишь бы не сорвалось! Кто-то удивится, но в 1997 году оптика была не всегда, не везде и не для всех! Тем более, технологии 3G и 4G никак не могли уложиться в сознании пользователей. Судя по всему, в такой невероятно быстрый темп развития не верил никто. А зря — прогадали!
Геннадий Федоров, художник: «Качество связи, которое я представляю в будущем, практически ничем не будет отличаться от сегодняшнего (в России, естественно). Может, через 100-200 лет что-нибудь и изменится, но на такую далекую перспективу я загадывать не буду».
Михаил Ханин, студент Российского государственного гуманитарного университета: «Будущее не сулит ничего принципиально нового. Может, чуть улучшится качество телефонных линий (за счет того, что будет введена повременная плата за телефон) … Сменится не одно поколение российских пользователей ПК, прежде чем мы дождемся реального роста качества телефонных линий».
Дмитрий Чернышев, вебмастер Центра фирменного транспортного обслуживания при МПС: «В будущем… Ждать перехода МГТС на оптоволокно видимо бесполезно».
Уж не знаю, то ли развитие содержательности интернета повлияло на развитие технологий, то ли наоборот – это напоминает спор в стиле «что появилось раньше: яйцо или курица»; «что первоначально: спрос или предложение». Но одно можно сказать точно — развились невероятно быстро, и это радует! Создатели статьи-капсулы всё же увидели будущее своими глазами, и для этого не пришлось использовать машину времени или впадать в анабиоз.
Вернемся в город Великие Луки. В 1997 году услуги доступа в сеть Интернет оказывала пользователям только компания Март, остальные операторы появились значительно позже. Уж простите нас за то, что неустанно и неприкрыто хвастаемся своим первенством, но ведь есть чем 😉 Так вот, в 1997 году в родном городе Интернетом пользовалось аж 20 абонентов! Это были и физические и юридические лица. Чуть позже, буквально на пару лет, Март заполучил «якорного» клиента — завод “Протек”, а затем безнадежно зависел от регулярности его платежей. Заводу была предоставлена ВЫДЕЛЕННАЯ медная линия и скорость передачи данных …. 128 Кбит/с. В целом, история развития информационной среды в городе Великие Луки началась в то же время, что и в столице, и в других крупных развитых городах.
Скоростная эволюция Сети благоприятно повлияла и на структуру тарифов. Безлимитная и скоростная связь стала доступной каждому. В этом вопросе прогноз опрашиваемых в статье, к великому счастью, оказался неудачным.
Прогадали и с другим пророчеством — Всеволод Ильченко, программист Республиканского управления технической инвентаризации: «…рост коммерциализации Сети с одновременной потерей качества (содержательности) информации и, как следствие этого, потеря интереса к Интернету серьезных людей, профессионалов». Интерес к использованию Сети не потерял ни стар, ни млад, ни профессионал, ни любитель. Более того, попробуйте найти хотя бы одного человека, который совсем никак не использует Интернет!
В чем же не ошиблись наши «провидцы»? В рождении нечистой силы! 12 мая 2008 года на свет появился Роскомнадзор.
Андрей Яшунин, безработный программист: «Что будет потом — зависит от развития Интернета в целом. Причем зависит не только от его технического состояния, а и от того, каким образом он будет регулироваться».
Всеволод Ильченко, программист Республиканского управления технической инвентаризации: «И самое грустное. Ни одно государство, какое бы «демократичное» оно ни было, не допустит такого свободного (бесконтрольного!!!) обмена ЛЮБОЙ информацией. Какой бы безобидной она (информация) ни была. Вспомните «защиту общественной морали и нравственности» в «столпе свободы и демократии» — США, когда пытались прикрыть порносайты. В конце концов, государствам сетевое анархическое сообщество надоест, и Сеть быстренько прикроют или возьмут под жесткий контроль. Я уверен в этом процентов на 80».
25 июля 2000 года Министерство РФ по Связи и Информатизации Приказом № 130 обязало всех операторов внедрить СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий). В 2014 году появились первые заблокированные Роскомнадзором ресурсы. На слуху — судебная практика по вопросам экстремистских высказываний в сети Интернет. И наконец, 1 июля 2018 года вступил в силу «Пакет Яровой», который грозит повышением цен и тотальной интернет-цензурой.
А теперь кто-нибудь рискнет предположить, как будет выглядеть всемирная сеть еще через 21 год? Сможем ли развиваться в созданных сейчас условиях?!
Я убеждена лишь в одном: в будущем не появится возможность путешествовать во времени, иначе некоторые наши политические изобретатели были бы уже преследуемы машинами, твердящими «Hasta la vista, baby».