Не проштрафься: маркировка

Автор: Артем Вергазов

Должность: Ведущий инженер-руководитель отдела по ремонту и обслуживанию ККТ

22.11.19

Маркировка сейчас обязательна для нескольких групп товаров. Но, это только начало. Давайте разбираться какая ответственность грозит тем, кто “не играет по правилам”.

В последнее время в нашей стране много внимания приковано к теме маркировки. Уже сейчас ее необходимо использовать для 4 товарных групп: обувь, табак, меховые изделия и препараты из перечня ВЗН (некоторые лекарства). А к концу 2019 года данная процедура станет обязательной еще для восьми.

Так для чего все это нужно и как подготовиться рознице?

Говоря простым языком, маркировка - это система, которая позволяет отслеживать весь жизненный путь бутылки, от спиртзавода до желудка потребителя товара, начиная от его производства и заканчивая продажей в магазине на кассе. После покупки продукции, каждый из нас (при желании) может самостоятельно проверить, где был произведен купленный им товар. Как считаете, это важно?

Одной из основных целей, заявленой при введении этой процедуры, является избавление рынка от контрафактной продукции. Большинство людей заботятся о своем здоровье. Думаю, что каждый хотел бы, приобретая, например, молочную продукцию или алкоголь, быть уверенным в том, что товар качественный и был произведен на заводе с соблюдением всех требований. Маркировка призвана сделать рынок более «прозрачным» в этом отношении. А у честных производителей, за счет снижения доли «теневых» изготовителей, будет повышаться и развиваться конкурентоспособность.

Как рознице готовиться к маркировке? Этот процесс можно разделить на следующие этапы:

  1. Оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП). ЭЦП оформляется на того, кто имеет право действовать от юридического лица/индивидуального предпринимателя (указанного в ЕГРЮЛ/ЕГРИП) без доверенности. 

    У вас уже есть электронный ключ? Для регистрации в системе подходят ключи УКЭП - Усиленная Квалифицированная Электронная Подпись, а также ключи, оформленные для системы ЕГАИС.

- Если у вас организация, то подпись обычно оформляется на генерального директора. Если Вы индивидуальный предприниматель, то на самого ИП. Оформление подписи происходит в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязью России. С их списком можно ознакомиться здесь.

  1. Подготовка компьютера к регистрации. Чтобы зарегистрироваться в системе, сперва необходимо настроить компьютер. Установите программу для работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП). 
  2. Регистрация своей организации или ИП на официальном сайте Честного Знака.
  3. Приобретение обычного принтера или принтера этикеток, чтобы печатать коды маркировки. 

- Если вы продавец обуви, то этот пункт будет интересен. С 1 октября 2019 года маркировать остатки продукции, а также заказывать, получать и распечатывать коды маркировки нужно самостоятельно. К сожалению, остальным пока не светит такое счастье...

  1. Подготовка к рабочему процессу:
  • На онлайн-кассе необходимо обновить прошивку до актуальной. То есть до той версии, при которой касса сможет отправлять по чеку в ОФД  данные о маркировке.

    Самый простой вариант решения этого вопроса - это обращение в сервисный центр по обслуживанию ККМ. Мастер сервиса без труда определит версию прошивки и подскажет, стоит ли обновлять кассовый аппарат. Хотите разобраться с этим вопросом самостоятельно? Тогда необходимо знать модель кассы. Если ККТ автономная, то для определения версиии прошивки чаще всего потребуется распечатать информационный чек (алгоритм печати у каждой модели свой). Если у вас фискальный регистратор (ФР), то версию можно определить при помощи специальной утилиты. Универсальной программы для этой цели нет, у каждого производителя она своя.

  • Если у вас есть товароучетная программа, то ее необходимо обновить до актуальной версии, чтобы была возможность продажи маркированной продукции.
  • Нужно приобрести 2D сканер для считывания штрих-кода маркировки.
  • Теперь тестируем работу, обучаем персонал. 
  1. Подключаемся к системе электронного документооборота (ЭДО). В разных товарных группах сроки обязательного использования ЭДО различаются. Например, у сигарет он наступает 1 июля 2020 года, а у обуви - 1 марта 2020 года. Казалось бы время еще есть, но я не рекомендую откладывать этот вопрос. Нужно учитывать временные затраты на отладку работы и обучение персонала, данные этапы занимают очень много времени.

Отмечу и важность своевременного подключения к этой системе. Работать в обход нее не получится - нарушителей ждут штрафы. О чем говорит информация с сайта  Честного знака (см. изобр.).

Это далеко не все штрафные санкции, которые будут применены к тем, кто будет игнорировать требования законодательства. Они будут варьироваться в зависимости от товарной группы и тяжести нарушения. Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте системы Честныйзнак.рф.

Если у вас не получается самостоятельно подготовиться к программе по маркировке или нужна консультация по данным вопросам, то мы готовы помочь: тел. 8 (81153) 69-099 - торговый зал, 8 (81153) 69-007 -  мастерская ККМ.