"Мартовский" контент

Автор: Александр Солодовников

Должность: Шеф

09.02.18

А что же предпочитают искать в сети наши абоненты? Топ-5 лидеров по объему потребляемого трафика

Как-то надоело писать о судах, Роскомнадзоре и прочем трэше, который преследует нас последнее время, вот решил немного об интересном. Надеюсь, и для вас это будет тоже любопытно.

Мы много говорим о разных поставщиках трафика в Сети, но никогда точно не писали о том, какие из них являются наиболее важными для Великолучан. Наверное пора. И вот оно, представляю вам Топ генераторов контента!

Та-да-м!

Смотрите, №1, как и ожидалось с бо-о-о-о-льшим отрывом, Google. Дорогие наши абоненты, ежедневно вы “съедаете” 8,25 Терабайта Гугловского контента, т.е. почти треть от всего потребления. Конечно же Google, это в первую очередь Youtube. А ну-ка попробуй его заблокировать (где у нас тут вилы..., #неудержался). Если исходить из объёмов трафика, становится абсолютно очевидно, насколько полезен был бы для улучшения качества GGC, а с ним почему-то предпочитают бороться (я писал об этом тут https://mart.ru/blog/roskomnadzor-vs-google.html ) На картинке хорошо виден профиль потребления и каналы через которые, сервис доступен. Вообще-то маршрутизация рулится, в том числе, и балансировкой наших BGP анонсов, правда многое зависит и от магистральных (Tier1) операторов, коих в России всего 5, и от многих других факторов. Но мы стараемся поддерживать оптимальный баланс между магистралами, чуть ниже увидите это ещё нагляднее. А здесь хорошо заметно, что Google приходит к нам через два внешних канала, Зеленый и Желтый :) 

На второй позиции с 6,05 Терабайтами, как ни удивительно, Мегафон. Так карты легли вероятно из-за того, что много всего разного подключено к их сети и доставляется при помощи Мегафоновской CDN. Кстати, МФ один из тех самых пяти Tier1 операторов в России. И мы имеем с ними прямой стык, через который можно прокачивать до 14 Гбит/с. Правда, не всё нас устраивает в связности, которую предоставляет нам Мегафон, но в целом, работать с ними нам, как оператору, достаточно комфортно. Коллеги предоставляют максимальную прозрачность для партнера и не таятся, если есть проблемы. И да, наша сеть конечно же принимает трафик и от остальных четырёх Tier1, но в объёмах, на порядок меньших.

Третье место, с отставанием в 1,3 Терабайта от Мегафона, кто бы мог подумать, ВКонтактик. Самая популярная социальная сеть в стране и только на третьем месте, скажете вы. Да, конечно. Все просто. Видеоконтент, который предоставляет Youtube, т.е. Google, значительно тяжелее. А значит требует большего объёма передаваемых данных. Вконтакт - это в основном тексты и картинки, только недавно там появились видео стримы, а полноценного видео, как на Youtube, там пока нет. Но… когда мы стримим какие-то мероприятия во Вконтакте их смотрит заметно больше публики. Так что у народной соц.сети есть шанс поднажать и вырваться вперёд. “Будем наблюдать”, как говорится. 

Ну и конечно вы заметили, что маршрутизируется трафик очень похоже на Гугловский, в основном через те же Зелёный и Жёлтый каналы, только вершина графика немного острее, с чем связано это отличие профиля потребления еще надо анализировать. Наверное это из-за контента.

Четвёртая строчка нашего хит-парада. Что же мы здесь видим, а видим мы “загадочный” FIORD_,RU. И трафика от него приходит немало, целых 2,3 Терабайта в сутки. Что же это такое? А это весьма известная в сетевых кругах российская компания НТЦ “Фиорд”. Она имеет около 1000 пиринговых (прямых) соединений с разными операторами и разветвлённую зарубежную сеть. Именно поэтому Фиорд является для многих калиткой в волшебный мир онлайн-игр. Значит длина пинга до вожделенного “шутера”, количество хопов до него, т.е. комфорт игрока зачастую зависит от того каким образом провайдер связан с каким-то узлом принадлежащим НТЦ “ФИОРД”. Честно говоря, прошлой осенью мы приложили много усилий для того чтобы эта связь стала короче. Даже пострадали от стараний, во время тестирования канала, система “Ревизор” набрела на Пять сайтов из реестра, которые пропустила наша подсистема блокировок, и вот я уже правонарушитель и оштрафован, а компании вынесено предупреждение. (Подробнее здесь https://mart.ru/blog/kto-pro-chto,-a-vshivyij-pro-banyu!.html и здесь https://mart.ru/blog/kakovo-eto-plavat-v-solyanoj-kislote.html). Ну да ладно, чего не стерпишь ради родных абонентов :) Зато мы сделали это! Радикально-красный цвет графика свидетельствует об изменениях и том, что старания не пропали втуне и, этот трафик приходит именно из более “короткого” Красного канала.  Конечно, там не только игры, там еще много чего, но отделить одно от другого сложно. 

А завершает пятёрку лидеров Facebook с показателем 1,34 Терабайта.  Шестым следует RuTube с 1,19 Терабайта. Дальше перечислять не буду, там много еще чего, замечу только, что прекрасный Яндекс на девятом месте, с неплохим показателем в 831 Гигабайт в сутки. Для поискового, в основном, ресурса не предоставляющего тяжёлый контент это очень круто.

Вот такой вот небольшой и спонтанный обзор. Всего мы пропускаем к вам за сутки  около 35 Терабайт трафика. Много это или мало? Не знаю. Знаю, что если это переложить в первоначальные требования закона Яровой, то нужно около 4,5 тысяч 8-ми Терабайтных дисков, а с учётом снизившихся, возможно, требований всего :( 750 штук. В текущих ценах это от 11 250 000 рублей до 67 500 000 рублей только на диски и для хранения только входящего трафика, а хранить надо ВЕСЬ (входящий+исходящий). Дальше судите сами много это или мало.