Как измерить интернет?

Автор: Ольга Мишагина

Должность: зам.гендиректора

08.02.19

Статистика Интернета в мире, России и родных Великих Луках. Тенденции развития отрасли и мартовские планы на будущее.

Источник информации, среда взаимодействия, невероятные возможности – всё это Интернет, сложный организм, имеющий физическую и логическую составляющую. А как известно, состояние, стадию развития и темп роста любого организма можно определить, измерив нужные показатели. У кого есть дома весы? Может кто-то отмечает рост ребенка на косяке? И как часто приходится предпринимать определенные действия, имея на руках объективные данные, предоставленные, например, градусником или тонометром?

Интернет тоже измеряют, и это ежегодное мероприятие. Существуют определенные показатели, которые помогают сформировать понимание того, как себя чувствует Интернет: проникновение в мировых масштабах и на определенной территории; динамика; время, проводимое пользователями в сети; самое предпочитаемое для этого устройство и так далее. Поделюсь некоторыми данными, которые удалось собрать сведущим людям.

Итак, на конец 2018 года мировое интернет-сообщество насчитывает 4,2 миллиарда пользователей, что на 7% больше, чем в 2017 году. К слову, это 55% населения планеты. Рост впервые примкнувших к параллельной вселенной сохраняется, но его темп последние годы неуклонно идет на спад. Весомую часть прироста дают новые пользователи из развивающихся стран, пользователи более старшего поколения (только на Facebook аудитория в возрасте 65 лет и старше увеличилось почти на 20%), а также пользователи «mobile only» - приверженцы только мобильного доступа к сети. Исследователи утверждают, что 52% всего мирового трафика приходится на мобильный, но при этом не раскрывают методику расчета. Речь идет об использовании услуг связи мобильных операторов или об использовании смартфона, именно устройства? Ведь при помощи смартфона пользователь может подключаться также по wi-fi к домашней или корпоративной сети, в этом случае речь всё же идет о фиксированной связи. Так или иначе, тренд перехода на более компактные устройства всем известен и серьезно заявил о себе еще в 2017 году. Мы продолжаем наблюдать, как он меняет картину мира: увеличивает количество мобильных приложений, обязывает адаптировать сайты, улучшает сервис. Кроме того, технологии 3G, 4G и с недавних пор 5G доставляют Интернет в места, где кабелем пройти весьма сложно, как итог - увеличивает проникновение.

А вот вам еще факт: в мире каждую секунду более 11 человек впервые регистрируется в социальной сети, итого за 2018 год виртуальным профилем обзавелись ещё приблизительно 350 миллионов человек.

В среднем пользователь проводит в Интернете 6 часов в день. Лидерами 2018 года по просиживанию штанов в сети названы тайцы, их планка – 9 часов 38 минут. Вот удивили, и это при наличии тропических пляжей, возможности собирать урожай несколько раз в год и наслаждаться богатым растительным и животным миром.

Вообще Интернет по миру распределен не равномерно. Наибольшее проникновение остается в развитых странах - 81%, по сравнению с 40% в развивающихся странах и 15% в наименее развитых странах. По числу пользователей Интернета Россия занимает почётное 8 место - 90 миллионов (что на 3 миллиона больше, чем в 2017 году), доля проникновения составляет 75,4%, при этом в расчет взяли возрастную категорию 16+.

А теперь давайте нацелим лупу на наш замечательный город. Компания Март также следит за пульсом своей абонентской базы, а результаты анализа можно интерпретировать на Великие Луки в целом. В 2018 году прирост абонентов составил чуть больше 3%. Значительная часть – это абоненты, проживающие в частном секторе. И тут мы повторяем общий тренд страны: рост есть, но темп нещадно снижается. Для сравнения: 2014 год был самым удачным для Марта, рост абонентской базы составил 15%!

Так что же с нами происходит?
Номер раз: операторы города уже подключили все многоквартирные дома и другие доступные объекты, ощутимого роста больше не будет.
Номер два: часть нашей абонентской базы утекает в большие города, кто-то дальше - «за бугор». А это уже особенность города. Как утверждает статистика, население Великих Лук ежегодно уменьшается в среднем на 2000 человек. Не в бровь, а в глаз попала Наталья Зубаревич, профессор, специалист в области социально-экономического развития регионов, поясняя ситуацию:

«Всё, что находится в радиусе 500 км от города Москвы и от города Санкт-Петербурга смотрит на рынок труда этих агломераций… В Великих Луках работы нет, такие города сжимаются и экономически и демографически» (цитата - с 34 минуты).

 Кроме того, периодически по причине закрытия расторгают договоры на услуги связи и корпоративные клиенты.

Всё же в 2018 году новые абоненты нивелировали отток. Доля проникновения услуги доступа в Интернет по городу по объективным показателям и косвенным признакам не многим отличается от доли проникновения по стране – приблизительно 75%. Скажу больше, последние несколько лет среди абонентов наблюдается некая оседлость. В России менее одного процента пользователей перебегает от одного оператора к другому, и, как показывают наши наблюдения, Великие Луки не исключение. Редкая акция может вдохновить пользователя на такой подвиг! О чем это говорит? Во-первых, качество доступа в сеть Интернет всех операторов достигло определенного совершенства. Во-вторых, если до 2014 года провайдеры в борьбе за абонента могли себе позволить безбожно снижать стоимость услуг и даже в этом соревноваться, то в нынешнее суровое время такая возможность окончательно утрачена, сформировался практически одинаковый уровень цен у всех.

С одной стороны, устоявшаяся и понятная ситуация для всех акторов рынка – это хорошо. Но мы-то живём в России, и в нашем случае стабильность — это иллюзия. Операторы связи больше не растут, а вот инфляция как раз-таки наоборот. Не буду даже начинать про нагрузку со стороны государства и про неустанно удивляющую активность регулятора, про это писали ранее.

Но мы-то оптимисты и всё же ищем возможности развиваться. Исходя из вышеизложенного есть только один способ роста – идти туда, где ещё не ступала нога провайдера, тем самым увеличивать проникновение.

Первая и, пожалуй, самая волнующая задача – подключение частного сектора, которого в городе у нас много. Проблема выглядит так: с одной стороны - обладатели собственных домов живут без качественного Интернета, неустанно ругают провайдеров за отсутствие технической возможности, искренне недоумевают, почему эти самые провайдеры не желают получать доход с такого замечательного сегмента рынка; с другой стороны – операторы видят неохваченных абонентов, потенциальный доход, но добраться не могут и горько плачут: строительство связи стоит миллионы, проектирование и согласование занимает месяцы, а порой и годы по абсолютно бюрократическим причинам. И, как поётся в песнях, между нами пропасть. Март всё же дотягивается до некоторых абонентов из частного сектора, пройдя при этом семь кругов ада. И когда речь заходит о сроке окупаемости таких проектов, мы имеем в виду уже не год - два или пять, а доживём – не доживём. В цифрах: в пресловутом 2014 году средняя сумма затрат на подключение одного абонента составляла 6 тысяч рублей, а в 2018 году - уже 20,5 тысяч рублей. Но, сжав зубы, мы будем продолжать идти этим путём.

Вторая задача -  расширение географии присутствия. Март предлагает свои услуги в г. Новосокольники, г. Невель и в г. Себеж. Поделюсь, эти муниципалитеты в 2018 году дали дополнительный прирост к абонентской базе в размере 3%, итого количество ВСЕХ мартовских пользователей (с учетом всех городов) подросло приблизительно на 6%. Возникает вполне справедливый вопрос: великолукский частный сектор ближе, чем перечисленные города, не проще ли закрыть услугой сначала его? Отвечаю: да - ближе, но нет – не проще! Подключение абонентов там обходится дешевле, так как сеть строим пока еще преимущественно по многоквартирным домам, времени занимает гораздо меньше. А в муниципалитеты приходим с помощью магистральной сети наших коллег.

Закончить хочу следующей информацией: по данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ): 87% россиян считают, что в целом изобретение Интернета принесло людям больше хорошего, чем плохого, 10% затруднились ответить и только 3% считают, что в Интернете больше плохого, чем хорошего. Хотя вам и без опроса очевидна полезность, и даже необходимость сети. А хорошее дело нужно продолжать, чем и будет заниматься компания Март!