История интернета в городе: как все начиналось

Автор: Сергей Козлов

Должность: Инженер по телекоммуникациям 1997-2006

20.03.20

О трудах и победах. О том, как развивалась компания Март в 90-е годы.

В 1997 году я работал на ВЗВА в ИВЦ (информационно-вычислительном центре) инженером-программистом, но все-таки это был не мой профиль по образованию и хотелось заниматься связью и телекоммуникациями. Тем более это было время активного развития мобильной связи стандарта GSM, сеть FIDO уже существовала несколько лет, динамично входили в жизнь персональные компьютеры. В Москве и Санкт-Петербурге появились первые провайдеры доступа в интернет по телефону (диалап): например, это были Россия-онлайн и ДЕМОС. В том же 1997 я пришел в МАРТ как инженер по телекоммуникациям и мы начали всё с сервера, где вначале установили программное обеспечение BBS (Bulletin board system), которое позволяло обмениваться почтой и файлами в формате командной строки. Но даже тогда это уже был “вчерашний день” телекоммуникаций и Windows уже стала стандартом домашних и офисных компьютеров. Следующим шагом была идея настроить наш сервер так, чтобы с ним было удобно работать в Windows. Для этого запустили диалап сервер и несколько популярных интернет сервисов, работающих локально: почтовый сервер в домене @mart (без зоны .RU); www сервер, куда копировались странички с информационно-рекламных CD и драйвера. В сервер было включено 2 модема, каждый из которых соединялся со своим телефонным номером. Можно было соединиться, послать почту своему другу в городе, почитать онлайн вариант компьютерного журнала, скачать драйвер. И всё это в несколько кликов и без ввода непонятных команд. Этот опыт, с одной стороны, дал нам общее понимание как работает интернет, начиная от IP маршрутизации и до устройства интернет сервисов, а с другой стороны, показал, что связь может быть простой и удобной для обычного человека.

Примерно через год, летом 1998 года, мы пришли к тому, что готовы начать оказывать доступ в интернет и нам нужно подключение к интернет-магистрали или вышестоящему провайдеру. Конечно, тогда можно было обратиться только в одну организацию по этому вопросу - Ростелеком, его филиал в городе назывался ТУСМ-6. В то время междугородние и местные услуги были разделены, первым занимался Ростелеком, поэтому им тоже было интересно и они не видели никакой конкуренции в нас. Но в самом Ростелекоме еще не было интернета как услуги и этой областью занимался РосПАК - компания, которая строила цифровые сети передачи поверх сетей РТ. Скоростных каналов также не было, по крайней мере между Великими Луками и Москвой, поэтому нужно было собрать общий цифровой канал из нескольких голосовых каналов, каждый в силу устаревшего оборудования мог обеспечить скорость только 9,6 Килобит/с. Мы приезжали и в течение нескольких недель буквально ночевали там в ТУСМ-6, пытаясь настроить оборудование на сервере с линуксом и специальными картами без документации, пробуя разные комбинации параметров практически наугад. Наконец, нам удалось, и канал на 19,2 Кбит/сек был поднят. Дальше всплыл ещё один вопрос - как привести этот канал к нам в офис по адресу: ул. Либкнехта д. 18? Мы арендовали прямую медную пару у Северо-Западного Телекома (в те времена еще отдельная компания, предоставляющая услуги связи на территории Северо-Запада России) для организации связи от ТУСМ-6 до нашего офиса на Либкнехта, и подключили к существующему dialup серверу через модемы израильской компании RAD. РосПАК выделил нам подсеть на 256 IP адресов и интернет с диалап подключений заработал. Это была победа! Область знаний для нас была абсолютно новая и погуглить было еще негде и то, что это удалось сделать, заложило в нас уверенность -  можем это делать. Надо еще отметить, что мы смогли опередить на несколько месяцев СЗТ и первыми начать оказывать услуги доступа в интернет в городе Великие Луки.

Достаточно быстро сервер на линуксе был заменен специальным роутером компании TAINET, канал увеличен до 64 кбит/с, а модемный пул на диалап-сервере расширен до 4-х линий, которые были объединены в один общий номер. Популярность услуги была настолько велика, что дозвониться до сервера даже глубокой ночью было сложно. Мы зарегистрировали домен MART.RU, на который перевели локальную почту и запустили полноценный собственный  веб сайт, первый в городе Великие Луки. В этот момент руководство компании решило, что это направление будет приоритетным для нее на следующие годы.

В начале двухтысячного года магистральное подключение уже составляло 2 Мбит/сек, было установлено сетевое оборудование CISCO, суммарное количество телефонных линий составляло около 40, бОльшая часть которых позволяла загружать данные из интернета со скоростью 56 Кбит/сек, но правда только для абонентов цифровой АТС 9 (мкрн Дружба). Абоненты других АТС подключались на скорости 33,6 Кбит/сек. Появились абоненты, арендовавшие у СЗТ выделенные линии связи и подключенные через узел МАРТа к интернету постоянно на скоростях 64-128 Кбит/сек. Но уже тогда мы понимали, что такие скорости не совпадают со скоростью развития интернета и мы думали о способах подключения на более высоких скоростях, серьезно рассматривая даже такие экзотические варианты, как PLC (интернет через розетку 220 вольт). В итоге выбрали решение на волоконно-оптических линиях связи. Но это уже совсем другая история, происходившая в другое время...